Алексей Мякишев - человек с фотоаппаратом
В конце прошлого года в Центральном московском выставочном зале «Манеж» состоялась 10-я церковно-общественная выставка-форум «Православная Русь». Серию работ «Колодозеро» представил наш земляк Алексей Мякишев. Некоторые из этих работ вы увидите на его персональной выставке в галерее Кировского художественного музея (К,Либкнехта, 71).
ИЗ ВЯТКИ В МОСКВУ
С Алексеем я познакомилась в 1991 году, когда он только начинал работать штатным фотокором в постперестроечной газете «Выбор». Затем, сотрудничая с разными изданиями, в том числе и с ТДТ, я не раз обращалась к нему, в то время фоторепортеру «Вятского наблюдателя», с просьбой сделать тот или иной снимок. И не случайно: из многих фотографов он выделялся быстрым пониманием задачи, обязательностью, оперативностью, своим видением предлагаемого материала. Такой не подведет.
В конце девяностых Алексей с группой вятских фотографов уехал пытать счастье в Москву. Наши пути разошлись, и его работы мне как-то практически не встречались.
И вот, спустя пятнадцать лет, сорокалетний Алексей делает свою вторую на Вятке, на этот раз персональную, выставку (первая была совместной с немецким фотографом Анной Фрик), в которую включает избранные фотографии двух последних десятилетий.
Первое, что меня поразило, это «досье» Алексея Мякишева. Судите сами: более десятка «персоналок» в крупнейших городах России: Москве, Омске, Новосибирске, Краснодаре, а также в галереях Германии, Франции, Канады; постоянное участие (иногда не раз в году) в тематических выставках и конкурсах в России и других странах; престижные призы, стипендии и награды; сотрудничество с российскими и зарубежными издательствами «Русский Newsweek», «Коммерсантъ», «Nelsingin Sanomat», «APU», «Talouselama» и многими другими.
Вот это да! Простой, скромный парень из Вятки сумел-таки покорить столицу и занять в ней свое место. Впрочем, не только в Москве. В жизни.
СТУПЕНИ РОСТА
А начиналось все весьма обычно. Парнишка увлекался футболом, но как-то раз побывал на занятии в школьном фотокружке и тут же забросил футбол. Научился составлять реактивы, проявлять пленки, печатать фотографии – как известно, когда-то весь этот процесс был весьма трудоемок. Но тот, кто хоть раз наблюдал, как на фотобумаге, опущенной в ванночку с проявителем, начинает появляться изображение и постепенно приобретать законченные черты, тот навсегда полюбит магию фотографии.
Фотокружок перерос в фотостудию городского Дворца пионеров, и ребята часто устраивали выставки. Первым фотоаппаратом, который подарила Леше его бабушка, был «Зенит». «Тогда детское увлечение фотографией было для меня способом открывать новый мир, - признается Мякишев в одном из интервью. - Я снимал все подряд: друзей, бабушку, фонарь за окном, цветы на столе в лучах солнца. Камера была для меня способом познания мира, того мира, который скрыт от посторонних глаз».
Он много читал – не только специальную литературу. Очень любил импрессионистов, особенно Эдгара Дега, работы которого казались ему удивительно фотографичными. Открыл для себя и изучал творчество нашего земляка Сергея Лобовикова. А когда познакомился с работами Анри-Картье Брессона и Роберта Франка, почувствовал какой-то перелом в своих поисках: они произвели на него слишком сильное впечатление.
Так с годами юношеское увлечение переросло в профессию. Не просто в профессию, а в образ жизни человека с фотоаппаратом. Вслед за «Зенитом» появилась «Минолта Х-300», купленная на первый заграничный гонорар, а потом друзья из Германии подарили пару «Никонов» с набором объективов.
Менялась техника, менялись и возможности, а, следовательно, шел профессиональный рост. С 2005 года Мякишев работает только с камерами «Лейкa» и в восторге от этой замечательной техники.
В 1994 году Мякишев познакомился с фотохудожником Георгием Колосовым, который оказал на него большое влияние – как на фотографа, так и на человека. Они стали друзьями. Колосов написал статью к последней вятской выставке Мякишева и помог составить ему экспозицию.
ЗРЕЛОСТЬ
Свою тему и свой стиль в искусстве найти непросто. О зрелом Мякишеве критики стали говорить как о фотографе-документалисте, представителе так называемой «социальной» фотографии, который предпочитает черно-белую печать.
Его герой – обычный человек в обычных (или наоборот необычных) для него обстоятельствах. За внешней простотой сюжета у Алексея Мякишева скрывается глубокое внутренне содержание, социальный подтекст, делается попытка раскрыть душевный мир героя, его психологическое состояние. «Мои сюжеты, - говорит он, - это в основном люди в различных ситуациях».
В 1993 году Алексей впервые пошел в Великорецкий Крестный ход, и пошел, скорее, как фотограф, - чтобы запечатлеть людей в суровых условиях длительного и нелегкого пути. Потом это стало традицией, фотографии копились, но пока он не знал, куда их использовать. Со временем, однако, понял, что это одна из главных тем его творчества, к которой можно обращаться вечно.
Приобщившись к братству паломников, Алексей принял обряд крещения на реке Великой, а потом там же крестил и сына. Все это помогло взглянуть на паломничество другими глазами и ответить на многие волнующие его вопросы. Он не раз показывал снимки, сделанные во время Великорецкого Крестного хода, на различных фотовыставках, к примеру, серию «Паломники» на московской выставке «Религия на рубеже веков» в 2001 году. Часть работ на эту тему мы увидим и в нашем выставочном зале.
Таким образом, не случайно возникла и серия фотографий «Колодозеро» - рассказ о жизни, возрождающейся вокруг церкви в далеком карельском селе. Главные герои – дети и священник. «Ни одного драматического сюжета. Впервые у Мякишева действуют безлюдные пространства и предметный мир – знаки созерцательной зрелости художника, - пишет Георгий Колосов. – Эта часть – полноценная проповедь, и невозможно понять, как ее мог снять нецерковный фотограф».
В Карелии Мякишев продолжает работать над проектом о небольшой православной общине. «Через визуальные образы я пытаюсь изучить людей, которые живут вдалеке от цивилизации, показать их быт, их единение с природой и то, насколько это связано с верой», - так определяет Алексей свои задачи.
Он вообще стремится больше путешествовать, и это естественно. Любит Кавказ. В Армении он снял серию снимков для интернет проекта «Страна Которой Нет» (2012). В Париже делал снимки для московской фотовыставки «Увидеть Париж и жить» (2010).
И все-таки с особой любовью он снимает Россию, родную российскую провинцию. Это старенькие домишки, занесенные снегом, небогатые интерьеры деревенских изб, разбитые сельские дороги, разрушенные и все еще не восстановленные храмы, старики и дети, женщины, занимающиеся тяжелым мужским трудом и др.
Свои фотопроекты Алексей нередко формирует из уже отснятого материала, когда замечает, что один, другой, третий снимок начинают приобретать форму истории, рассказа. «Если честно, у меня нет ни одной завершенной истории. Все мои истории можно снимать вечно, и поэтому коробки с фотографиями и негативами постепенно начинают заполнять мое жизненное пространство», - признается он.
Что ж, так и должно быть, если ты настоящий фотограф. Пожелаем Алексею искать и снимать, находить и сомневаться, трогать ум и души зрителей, волновать их своим искусством – ведь в этом его вечное назначение.
"Товар - Деньги - Товар" №1, январь-февраль 2012 года