Главная » Товар-Деньги-Товар » Чтог происходит с литературой сегодня?

Чтог происходит с литературой сегодня?

 

На вопрос, что происходит с литературой сегодня, напрашивается ответ – то же, что и с читателями этой литературы. В данном случае, с русским  и русскоязычным народом. Постепенное разрушение общенационального сознания, начатое Великим расколом православия, продолженное активной  материализацией  национального сознания  Петром Первым, подхваченное декабристами и либералами 19 века и революционерами 20 и завершённое интернационалистами века  ХХ, привело почти к полному вымыванию из души народа высоких духовных идеалов и приходу на их место идеалами высокими, но конечными, земными. Этих идеалов и хватило меньше, чем на век.

Отсутствие в школьной программе советского времени истинной истории России, тесно связанной с историей Русской православной церкви, привело к появлению  в современной  школьной программе (в отличие от  политической Красной, но хотя бы объединившей нацию на 68 лет  истории СССР), разноцветных историй и историек, не имеющих отношения к научному исследованию тысячелетней истории Государства Российского. А это, в свою очередь, потянуло за собой возможность пересмотра национальных ценностей и ориентиров, посеяло смуту в душах русского народа, сомнение в собственном национальном пути.

        Может, среднее и старшее поколения еще помнят, как назойливо навязывалась нам в последней четверти ХХ столетия формула «Русский век».  Уже в конце ХХ века стало понятно, что делалось это с единственной целью - приучить русский народ к простой мысли: русского народа больше нет. Он весь изошёл «на нет» в канувшем веке ХХ. И народился народ российский. Что можно было бы и пережить, когда  б  часть этого российского народа, составляющая менее 15 процентов всего населения, не сохранила бы свои национальные имена, свои территории и вдовесок не получила бы свои национальные конституции, щедро подаренные  новыми временами бывшим автономиям.

      Вернувшееся в Большую Конституцию в  её последнем варианте имя Родины- Россия, волею  большинства, составившего всего несколько депутатских голосов, встало на неположенное ей второе место, уступив первое место политическому устройству  единого Отечества- Российской Федерации (см. 1 статью Конституции). Закрепив, таким образом, приоритет политического устройства над объединяющей духовной силой  Родины. Не углубляясь далее в суть вопроса как житель национальной республики Коми (самой мирной  из новоявленных республик во всём, что касается «национального вопроса») хочу поставить в известность и писателей, и читателей, что сегодня во всех бывших автономиях России в школьных программах отведено 3 часа на русский язык и три часа на язык в любой из этих бывших автономий.

       Получается, что на территории собственной Родины русские потихоньку становятся  внутренними эмигрантами в этих республиках, оторванными от собственно русских территорий и лишённых какой бы то ни было общей культурной программы по всей территории России. Ибо, если русских деревень – хранительниц языка (как и деревень и сёл всех народов, вообще осталось всего-ничего), то в национальных республиках их практически нет совсем. Как нет и общенациональной программы русского языка для русских, а по советской памяти есть внедрённый по всей площади России интернациональный русский – т.е. не родной, богатый и многогранный, а облегчённый  русский язык для всех народов, как английский – для колоний.

        Трудно не позавидовать учебникам  малых и средних народов России по родным языкам , написанных с огромной любовью, с использованием народных традиций и сказов. С точной ориентацией на национальный характер пропитанных местным патриотизмом и оптимизмом. Так же, как и учебникам  собственных историй этих республик.

        Таким образом,  с литературой сегодня и происходит всё то, что не может не происходить при незнании собственной судьбы, сужении значения родного языка, пагубного для любого народа, и пренебрежении к главным проблемам нации. Потому и остаются историческими  глашатаями народных бед и чаяний всё те же живые русские классики во главе с Валентином  Григорьевичем Распутиным и ушедшим от нас недавно Василием Ивановичем Беловым. Модная же литература, в большинстве своём, составлена из компиляций : обрывки русской философии, русской классической и западной литератур, интернетовская стремительность темпа, игра самолюбий,  искренняя жажда выработки современного стиля письма. Но пока это процесс, а не итог (здесь я говорю о талантливых авторах, борзописцев  видите сами: их шедеврами забиты книжные полки).

КТО ИВНОВАТ И ЧТО ДЕЛАТЬ?

Русская литература всегда шла за нравственными традициями, воспитанными в поколениях Русской православной церковью. И когда в XVIII,ХIХ веке  и в веке ХХ церковь оказалась сначала скомпрометированной, а потом и вовсе изгнанной из жизни своей паствы, а подмена идеалов, спекулятивно представленная как суть нового прогрессивного общества , триумфально зачистила мозги большинства  с помощью мощной  партийной идеологии , процесс  пошёл.  Литература  перестала быть самостоятельной сферой деятельности и стала одним из органов управления. Правда, надо признать, что нередко справлялась с этим талантливо.         

               И только незначительная часть писательского сообщества продолжила путь классической русской литературы и в очередной раз взяла на себя роль  исследовательницы народных бед и  понесённых нравственных уронов многонационально-единой общности, объединённой, в своём большинстве, единой верой, всё ещё единой площадью и единым языком. Собственно, и сегодня нет у  русской литературы другой задачи, как понять, что же произошло с нашим  русским православным народом за последние триста лет? И еще более разрушительных  последних лет ста. Но, в отличие от недавнего «кто виноват и что делать?» на эти вопросы ответ найден - заняться оздоровлением основы нации, т.е. народом русским, обратившись не только к проблемам 150 народов России, но и к проблемам так называемого, большинства. Без этого  политического движения верхов  России бессмыслен ответ на вопрос о влиянии на умы. Остаётся удивляться, как за триста лет наших метаний по историческим тропам ошибок и побед  общий  характер народа остался  почти неизменным. Сам народ, привыкший к жертвенности во имя общего высокого смысла, подменённого в недавние времена обещанием коммунистического « далеко», словно ждёт какой-то великой цели, какого-то общенационального проекта, чтоб реализовать свои бродящие в потемках национальные силы. И   почти уже готов к срыву от отсутствия этой цели или проекта.

ОРУЖИЕ МАССОВОГО ДУХОВНОГО УНИЧТОЖЕНИЯ

 Сегодня с появлением оружия массового  духовного уничтожения– мировой Сети- упал общий интерес к классической и философской литературе.  Повысился к литературе-однодневке.

За время работы на гуманитарном факультете Ухтинского Государственного технического университета обнаруживаю, что все реже встречаются встречаются студенты, которые на первом курсе умеют внятно излагать свои мысли. Что касается знания литературы,  хотя бы того же печально известного «Письма Татьяны» из «Евгения Онегина», оно просто повергает в шок. Если  произведения каких-то писателей нашей республики ещё читаются, то русская классика, практически, у большинства из них проходит мимо сознания. И это в городе технической интеллигенции, технической и почти стопроцентно русской. В городе, где (как и в республике) образованию уделяется серьёзное внимание.

Что удивительно, нередко  сельские коми школьники имеют по русскому языку «хорошо» и «отлично», т.к. учат русский язык УЖЕ как чужой. Просто честно заучивая правила и нарабатывая практику и понимая, что поедут учиться в русские институты и университеты.  Русские, в основном, получают тройки: им учебники родного языка просто неинтересны. А сейчас, когда по школьной сетке русскому и коми языкам отдано по 3 часа, начинает формироваться неприязнь русских к национальному языку республики.

   Литературный  же  интерес   русской молодёжи  сегодня полностью связан с интернетом. Начинающих поэтов со «Стихами.ру», прозаиков, в основном, со скандальными интернетовскими публикациями. То же можно сказать и об интересах интеллигенции.  Правда, тут предпочтения  распределяются между мистической, астрологической, «любовной»( что было и во все времена) и документальной литературой. Значительная же часть читателей  и  интернет-пользователей сидит, как и поклонников  ТВ, на «боевиках» и  «семейных» романах и бесплотных поисках выхода в социальных сетях интернета.

 

 №1 (12) 2013 январь

 

Плюсануть
Поделиться
Запинить