Главная » Товар-Деньги-Товар » Город в поисках самого себя

Город в поисках самого себя

Дух искусства преобладает не только в мастерской художников, галерее или музее, но также проникается во все другие человеческих интересах. Послание искусства обществу определяется в художественном и эстетичном. Подлинное искусство имеет глубокую привлекательность.

Искусство — это эмоции. Искусство вдохновляет. Искусство оригинально и придает свои взгляды повседневной реальности. Наши коллекции стали источником вдохновения для клиентов, посетителей и сотрудников. Работы доступны для выставок и музеям по ссылке - https://www.virtosuart.com/about-us

 


 

Это только кажется, что жизнь в Кирове – всего лишь затейливый узор из ряски на болотце, изредка тревожимой очередным коррупционным скандалом федерального уровня или назначением новых чиновников высокого ранга. Устойчивый стереотип. Миф. Наследие, доставшееся городу со времён ссылки, от которого оказалось до безумия сложно отказаться. Трудности с самоидентификацией и комплексы самого города.

Стоит же пристальнее всмотреться – и увидишь, как проистекает внутри напряжённая, насыщенная, полноценная жизнь, где есть место и по-настоящему новаторским идеям, и актуальному искусству, и проектам, которые могли появиться только здесь и сейчас. Вопрос в том, что всё самое подлинное, сущностное, как правило, не имеет никакого отношения к внешнему антуражу, к бодрым попыткам брендирования региона или к чересчур выставляемым напоказ (и, в сущности, бесплодным) усилиям по улучшению инвестиционного климата и увеличению туристического потока.

За горькой пеной всевозможных новаций, откровенно нелепых, китчевых – и при том несоразмерно затратных –  начинаний и затей, рождаемых с одной целью: попасть в мейнстрим, – есть столько всего другого, что способно радовать, мотивировать, возвращать истончающиеся в местном климате смысл и вкус к жизни. Это издательские проекты мирового уровня. Молодые и дерзкие поэты, красиво и легко берущие всероссийские литпремии. Фестивали современного танца. Галереи, представляющие актуальное искусство. Театры, чьи спектакли влияют на театральный ландшафт и климат страны. Правда, множественное число здесь не то что бы очень уместно. Стоило бы исправить на «галерея», «фестиваль», «театр». При этом и уточнять не надо – что за издательство, что за галерея, что за театр... По умолчанию.

Что важно – за всем вышеперечисленным всегда кроется фамилия конкретного человека, когда-то придавшего импульс, и чьим безусловным талантом, вкусом, перфекционизмом приходит в движение и живёт та самая галерея или тот самый фестиваль. Люди эти предпочитают по возможности оставаться в тени: они делают дело, а не занимаются самопродвижением. И в этой разнице подходов скрыты и секрет успеха, и, главное, смысловое отличие от всего наносного, сиюминутного, подобного маркесовской палой листве, которая пронесётся сквозь город – и нет её.

В этом смысле разве что театр – а речь идёт, конечно, о «Театре на Спасской» – несколько отличается. Потому что за его поисками и его большей частью счастливой творческой судьбой кроется не одна, а несколько фамилий. Ставших знаковыми не только для театра, но и для города. Это Бородин. Клоков. Павлович. Есть основания предполагать (хотя немного страшно произносить это вслух, чтобы, что называется, не спугнуть удачу), что следующей фамилией в этом списке станет Пектеев.

Пектеев – это тот самый режиссёр из Питера (ах, эти питерские режиссёры – кажется, город и театр всерьёз и не первый год ими увлечены!), который сперва приехал работать над детским спектаклем – «Мухой-Цокотухой», – а в итоге сотворил на сцене пластическую фантазию. Настоящий праздник уходящего лета со вкусом мятного чая и ароматом опавших яблок в садовой беседке. Тот самый режиссёр, что вернулся сюда спустя два года и поставил «Мюнхгаузена». Спектакль-провокацию, спектакль-игру, приглашённый на IV Всероссийский форум-фестиваль «Артмиграция». Попасть на него для любого театра – и удача, и достижение. «Театр на Спасской» смог. И в сентябре везёт своего «Мюнхгаузена» в Москву, в театральный центр «На Страстном». Там же его будет отсматривать Экспертный совет Национальной театральной премии и фестиваля «Золотая Маска». Само по себе это, конечно, ещё ничего не значит, но... Тем не менее, тем не менее!

Очевидно, что новый театральный сезон (он официально откроется 23 сентября спектаклем «Два веронца», поставленным в малознакомой театральной России эстетике комедии дель арте режиссёром из Франции Роланом Боннином) театр встретит уже со своим режиссёром. Тем творческим лидером, который, вероятно, и будет определять направление творческих поисков театра в течение ближайших театральных сезонов. По крайней мере, до тех пор, пока Питер (или Москва) не позовёт, не заманит обратно. Как это было уже не раз.

Впрочем, это не повод грустить. Здесь важно, что это тот театр, который как магнит продолжает притягивать всё новое, интересное, яркое, талантливое. А это значит, что сердце у него живое. Что внутри генерируется живая театральная энергия. И от неё заряжаются не только зрители, – или, по крайней мере, их лучшая часть, остающаяся преданной театру вне зависимости от обстоятельств и ошибок (в праве на которые так часто и не справедливо отказывают всем нашим театрам!), – но и город. И этот непрерывный обмен энергиями между театром и городом, городом и фестивалем, галереей и городом, – и есть суть, и смысл, и то, что здесь всё ещё держит. По-крайней мере, тех, кто пока ещё не уехал.

P.S. В ноябре «Театр на Спасской» обещает пригласить зрителей на уникальный реюнион участников спектакля «Я (не) уеду из Кирова». Это, очевидно, то, что может случиться лишь раз. И только в этом городе. Это опыт саморефлексии одного города и одного поколения, с полным правом претендующий на эпитет – «не имеющий аналогов».

Степан Пектеев: творческая биография режиссёра

Родился в 1988-м году в Йошкар-Оле. В 2013-м окончил Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства (СПбГАТИ). В 2015-м – магистратуру СПбГАТИ по факультету мастерства сценических постановок (руководители – Андрей Могучий и Валерий Фокин). За последние несколько театральных сезонов поставил спектакли «Лодочник» по пьесе Анны Яблонской в Канском драматическом театре; «Муха-Цокотуха» по Чуковскому и «Мюнхгаузен» в «Театре на Спасской»; «Оркестр «Титаник» Христо Бойчева и спектакль «#холодноелето» по пьесе Аси Волошиной в Национальном коми-пермяцком драматическом театре имени А.М. Горького. Принимал участие в лабораториях и проектах, связанных с современной российской и новой европейской драматургией: проекте «Зеркало сцены» в БДТ имени Г.А. Товстоногова, фестивале «Новая пьеса для детей» и Марафоне современной европейской драматургии на Новой сцене Александринского театра, лаборатории «Класс молодой режиссуры» московского театра «Школа современной пьесы» и т.п.

«Я (не) уеду из Кирова»

В 2011 году в «Театре на Спасской» состоялась премьера спектакля «Я (не) уеду из Кирова». Двенадцать кировских школьников разговаривали со зрителями на острые и актуальные темы. Спустя 5 лет – в ноябре 2016-го – участники того спектакля приедут в Киров из разных городов страны, чтобы вновь выйти на сцену. Они повзрослели. И вопросы, которые они задают себе и городу, становятся острее и жёстче. Реюнинон участников спектакля претендует на то, чтобы стать уникальным опытом саморефлексии одного отдельно взятого города и одного поколения. Дату премьеры театр обещает объявить в ближайшее время.

Плюсануть
Поделиться
Запинить