Главная » Товар-Деньги-Товар » Как бы трезвяся и играя

Как бы трезвяся и играя

Брэнсон Деку (Branson DeCou). Пьяницы у магазина на Невском проспекте. Раскрашенная фотография. 1931 год. Фрагмент
1/2
День трезвости в ЦКиД посёлка Кикнур. Фото: кикнурский-район.рф
2/2

Альтернативой спиртному в Кировской области станут молитва, травяной чай и игра в пальчики.

В Кикнурском районе прошли масштабные мероприятия, посвящённые так называемому Всероссийскому дню трезвости, в первый (да и в последний) раз отмечавшемуся на территории России более ста лет назад. Судя по тому, что в других муниципальных районах области по этому поводу активности особой не наблюдалось, Кикнур был выбран в качестве некой экспериментальной площадки, на которой региональные чиновники решили «обкатать» методологию организации подобных праздников на тот случай, если инициатива Минздрава России об объявлении 11 сентября Всероссийским днём трезвости обретёт статус президентского указа. Кроме того, для власти это был хороший шанс проверить на практике востребованность тех альтернатив водке и самогону, которые она сегодня способна предложить населению, поскольку – в отсутствие этих альтернатив – ранее введённые ограничения к обещанному результату, мягко говоря, не привели.

За I полугодие 2015 года в Кировской области было продано 568,2 тысячи декалитров (читай: ящиков) водки, то есть в среднем на каждого жителя нашего региона её пришлось по 4,37 литра, что является самым высоким показателем в ПФО (и это – только в легальном обороте!). Причём ближайшая преследовательница кировчан в приволжском водочном рейтинге – республика Марий Эл – остановилась на отметке в 3,88 литра, а в целом по федеральному округу потребление водки составило 2,66 литра на душу населения, что в 1,64 раза меньше, чем в Кировской области. Продолжился в нашем регионе и рост смертности от заболеваний системы кровообращения (+10,7% за I полугодие 2015 года), который в местном минздраве также увязывают с высоким уровнем алкоголизации (по словам зампреда облправительства Дмитрия Матвеева, пьянство является истинной причиной половины «сердечно-сосудистых» смертей). Не говоря уже о разгуле пьяной преступности, по уровню которой к середине года Вятский край и вовсе вышел на первые позиции в стране.

С медком и чагой

Но если про борьбу с алкоголизмом ещё можно политкорректно сказать, что дела у нас с ней обстоят неважно, то про какие-либо альтернативы алкоголизации сообщить нечего даже с использованием богатейшего матерного словарного запаса – особенно если выехать за пределы областного центра и окунуться в реалии сельской жизни, внутри которой существуют 60% наших земляков. «Темпы роста объёма покупок спиртного находятся в обратной зависимости от уровня благосостояния: чем оно выше, тем ниже темпы роста приобретения алкоголя», – писала, помнится, летом этого года «Вятскополянская правда», пытаясь объяснить, отчего жители района так много пьют. А ведь Вятскополянский район в плане благосостояния – далеко не самый в Кировской области безнадёжный. Хотя и там, по данным той же газеты, только 26% сельчан могут позволить себе покупать подакцизную водку в магазинах, в то время как 36% затариваются «леваком», а 38% предпочитают гнать самогон. Про какой же либо иной досуг – при физическом отсутствии нормальных домов культуры (где работает что-то ещё, кроме фольклорного ансамбля) и доступных спортсооружений (где установлено что-то ещё, кроме турника) – жители многих деревень и сёл знают только понаслышке да по телесериалам.

Так что долетел минздравовский почин о возрождении Всероссийского дня трезвости до обитателей нашего Серого дома не просто вовремя, а, можно сказать, уже «на флажке». И, соответственно, упустить эту возможность – дабы вконец не опарафиниться со своим антиалкогольным активизмом – обитатели элементарно не имели права. А потому и готовиться к кикнурскому «пилоту» начали всерьёз – со всеми надлежащими согласованиями, курированиями, утверждениями и совещаниями на уровне главы района. Специальная районная комиссия по подготовке к Дню трезвости и вообще приступила к работе за месяц до даты, при этом настоятель Благовещенского храма иерей Михаил заранее подготовил для неё длинный список конкретных предложений, разработанных приходским активом – причём не только на 11 сентября, но и на весь год.

На первые позиции

Удивляться, к слову, столь ревностному усердию представителя религиозной организации не стоит. Дело в том, что изначально решение о введении в России ежегодного празднования Дня трезвости было принято в марте 1914 года не кем-нибудь, а Святейшим Синодом, и день для празднования – 11 сентября (по новому стилю) – был выбран не случайно, а из православного календаря: в этот день верующие отмечали Усекновение главы Иоанна Предтечи, соблюдая при этом строгий пост. По преданию, Иоанн, сам алкоголя не употреблявший, был обезглавлен по указанию Ирода, разгорячённого на разгульном пиру вином и танцем Саломеи, то есть злодеяние произошло именно во время пира, когда все были пьяны и не могли мыслить трезво. Так или иначе, но все винные лавки 11 сентября в царской России запирались на замок, а каждый желающий мог дать обет трезвости, который безотказно благословлялся попом.

Терминами из религиозного, в основном, лексикона («православие», «Бог», «Христос», «святость»,  «вера», «молитва») пестрил и трёхметровый плакат над сценой кикнурского Центра культуры и досуга, где 11 сентября собрались, чтобы отметить старый-новый праздник, жители райцентра. При этом верх агитки украшала аршинная надпись: «11 сентября – день Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна», – в то время как сообщение про Всероссийский день трезвости скромно багровело где-то внизу. Отчего в некоторых головах даже возникла определённая путаница: ведь ежели День трезвости – праздник светский, то почему главный на нём Предтеча и Пророк, а ежели религиозный – то по какому праву его отмечают в муниципальном казённом учреждении? А уж когда под Усекновением главы Крестителя Господня вдруг весело завзлягивал детский танцевальный коллектив да запели артисты художественной самодеятельности, всё и вообще стало окончательно непонятно. Без точного адреса в итоге остался и главный идеологический посыл «концертно-познавательной программы»: мол, «дни трезвости нам сейчас нужны больше, чем когда бы то ни было раньше», – потому как отнести его в равной степени можно было и к запойным пьяницам, и к самим авторам сценария, намешавшим галлюциногенный коктейль из религиозно-антиалкогольной пропаганды и варьете.

В обратной зависимости

Но – вернёмся к нашим альтернативам. В смысле – к тем позитивным идеям, которые наши борцы за трезвый образ жизни тестировали на населении отдельно взятого модельного района и которые они реально могли бы уже сегодня предложить отказавшемуся от спиртного гражданину – дабы тот мог без срывов вести здоровую и полноценную жизнь. Что ж: в этом направлении, надо признать, региональные кураторы кикнурского Дня трезвости проявили недюжинную изобретательность, вложив в головы своих муниципальных сподвижников целый ряд действительно инновационных наработок.

Так, активисты из села Русские Краи вдруг решили, что равнозначной заменой хмельному дурману могут стать бег и чтение листовок – и организовали на праздник кросс и акцию «Все плюсы трезвости» с раздачей прокламаций, призывающих сделать трезвость нормой жизни. А их коллеги из села Беляево, наоборот, сконцентрировались на духовной стороне проблемы и откликнулись на вызов молебном о страждущих недугом винопития, дружно помолившись за родных, близких, соседей и всех, кто чрезмерно употребляет алкоголь – как если б лучшей альтернативы, нежели молитва, пьянству не могло быть по определению. Впрочем, совсем без анатомии и физиологии оставить своих пьющих земляков в Беляеве не рискнули, и директор Дома культуры организовала-таки для них весёлые старты «Быть здоровым здорово», которые, опять-таки, «наглядно показали, что и без алкоголя можно прекрасно отдохнуть».

Креативней же всех, думается, подошли к поставленной в верхах задаче работники культуры из села Шапта. Они, – зная о том, что в 11 часов по пятницам в местный магазин завозят хлеб и потому людей там собирается больше обычного, – организовали выступление агитбригады «Пьянству – бой!» прямо у торговой точки. И ударили по Бахусу в лице хлебной очереди сначала сатирическим куплетом, потом миниатюрой с масками Поросёнка, Бурёнки и Хавроньи, а потом ещё и сценкой о самогонщице тёте Моте. Зрителей же по ходу потчевали травяными чаями из самоваров с обязательным разъяснением, что это и есть-де та самая «полезная альтернатива винопитию». Нервы шалят – пей чай с мелиссой, болит чего – пей с берёзовой чагой, захандрил – пей травяной сбор, депрессию лечи музыкой и песнями, а праздную скуку – трудотерапией. Вот, дескать, и не останется у человека времени на винопитие, как ни крути!

Задействованы в районном Дне трезвости, как сообщила газета «Сельские огни», оказались даже ребятки из детского сада «Алёнка», хотя многие из малышей – за неумением читать – об этом даже не подозревали. Тем не менее, специальную праздничную программу кураторы разработали и для них. В итоге вместо обычной прогулки детвору вывели на большую площадь, где они, во-первых, поиграли в собственные пальчики (большой палец – папа, указательный – мама, а средний, безымянный и мизинец – братья и сёстры, у кого уж сколько), во-вторых, – станцевали под фонограмму весёлый танец и, в-третьих, от души порисовали мелками на асфальте. Что – в общем контексте праздника – тоже читалось как своеобразная альтернатива нетрезвому образу жизни, пусть покуда и не актуальная.

…Как там было в старом анекдоте? Мальчишки из Гадюкина знали, что вырастут и сопьются в родном селе. Но – на всякий случай – мечтали стать космонавтами. 

В новом, думаю, будет так: мальчишки из Гадюкина знали, что впереди их ждёт полноценная жизнь с травяным чаем, чтением листовок и трудотерапией…

Но – на всякий случай – мечтали вырасти и спиться.

Плюсануть
Поделиться
Запинить