Главная » Товар-Деньги-Товар » О "двойном календаре": праздновать или поститься?

О "двойном календаре": праздновать или поститься?

Известно, что тема «двойного календаря» актуализируется в начале каждого года, когда с 31 декабря по 6 января часть народа уже вовсю празднует (что стимулируется официально объявленными выходными и специальной телепрограммой), а православные при этом еще постятся.

Ситуация парадоксальная, если не сказать абсурдная. Она же ещё и усложняется переходом страны на летнее время без обратного перехода на зимнее.

Старые аргументы хорошо известны. Парадокс заключается в том, что Новый год мы встречаем по григорианскому календарю, на который многие страны перешли с 1582 по 1753 год. В России григорианский календарь был введён в 1918 году.  Интересен здесь тот факт, что в России в период с 1 по 13 февраля 1918 года по новому стилю ничего не произошло. Ни одного события – никто не родился, не крестился, не женился, не умер… Разве такое возможно? Оказывается, да. Этих дней в российском календаре нет. Период с 1 по 13 февраля 1918 года выпал из российского календаря. После 31 января 1918 года в России наступил день 14 февраля. Декрет о введении в России «западно-европейского календаря» был принят уже Совнаркомом и подписан Лениным. И потому православные, которым при Советской власти приходилось либо страдать за веру, либо скрывать свои религиозные взгляды, воспринимали празднование Рождества и Новолетия «по старому стилю» как своего рода протест, как знак самоотждествления со «старым стилем». Отметить Старый Новый год как радостный семейный праздник было не так страшно, как пойти в церковь на Рождество или на Пасху, поэтому традиция праздновать с 13-го на 14-е января прижилась и на протяжении десятилетий сохранилась в гораздо более широких кругах советских людей, чем посещение Храма.

  Сегодня каждый из нас может самостоятельно сделать выбор – праздновать ли Новый год по григорианскому календарю, когда речь говорит президент, или же поститься до 7 января, чтобы в духе православной традиции отпраздновать Рождество, а потом, по юлианскому календарю встретить Новолетие.

   Страдают все. Одни не отмечают Новый год в установленные светским государством сроки. Другие празднуют, а потом каются. Третьи усаживаются с родными и друзьями за праздничный стол и смотрят праздничные телепередачи, но при этом не радуются, не улыбаются и едят только орехи и мандарины. Четвертая же  группа вынуждена мириться с присутствием за новогодним столом православных, которые выглядят явно чужими на этом празднике жизни. А некоторые, не чуждые стремлениям к вере, испытывают даже легкий стыд от того, что не постятся вместе с «истинными православными». И только пятой группе легко. Надо признать, что значительная часть наших соотечественников (хотя уже не большинство) просто веселятся и в Новый год, и на Рождество, и на Старый Новый год. Для них и государственные праздники, и православные – это только хороший повод для веселья. Михаил Николаевич Задорнов остроумно заметил: «Мы из всего поста соблюдаем только Масленицу и Пасху».

 

Руководители государства, а также и многие главы регионов очень комфортно разделяют личные убеждения и служебный долг. Будучи православными, и в этой своей ипостаси выстаивая под объективами телекамер Рождественские службы, 31 декабря они поздравляют свой народ по долгу службы, то есть не в личном качестве, а в должностном статусе. Ну и Бог им судья.

 

Но очень и очень многим российским семьям «двойной календарь» доставляет заметные неудобства и портит праздники.

 

Что же сегодня мешает решить эту проблему? Что мешает сделать так, чтобы страна была единой в праздновании Нового года, чтобы не было этого абсурдного разделения по критерию глубины религиозного чувства и решимости следовать православному канону в быту?

 

Видимых ответов только два, и они все те же, исторические. Первый связан с «папским» происхождением григорианского календаря, второй – с «совнаркомовским» принятием этого календаря для России. Причем во втором случае речь идет именно о протесте против большевиков, а не против решений светского государства как такового. В этом убеждает беспрекословное следование церкви «астрономическим» решениям нынешней власти.

 

Вот только звезды не подчинились решениям обеих палат и Президента, и первая звезда, символизирующая Вифлеемскую, взошла вне зависимости от расположения стрелок на наших циферблатах. Тем не менее, службы в Храмах начались именно в соответствии с показаниями часов, то есть в соответствии с «астрономическими» решениями государственной власти.

 

Как вы видите, нами изложены только факты, причем факты известные. Приходить к каким-либо заключениям поститься или нет – ваше право.

 

По материалам «Живого Журнала ТДТ». – 2012. – № 10. Автор Юдинцев И. В.

№ 1, январь-февраль 2012 года

Плюсануть
Поделиться
Запинить