Главная » Товар-Деньги-Товар » Время Чарушина

Время Чарушина

Пришло время Чарушина.

Сколько нужно времени, чтобы люди, пропустив через какое-то условное сито историю родной земли, отделили бы зёрна от плевел?.. Со дня рождения талантливого вятского архитектора Ивана Аполлоновича Чарушина прошло ни много - не мало - 150 лет... Уже не осталось в нашем городе ни его родственников, ни его коллег, но живы его творения: в Вятке, Слободском, Орлове, Кукарке, Воткинске, Ижевске, Елабуге,  Вахрушах…Они пережили творца и продолжают жить, как будто выполняют какое-то своё предназначение: «придёт время и придёт осмысление судьбы великого Мастера». На удивление быстро в советские годы было забыто его творческое наследие, мало кто занимался изучением биографии Ивана Аполлоновича Чарушина. До сих пор единственным более или менее достоверным источником знаний о его жизни и творчестве, изданным в нашей области, остаётся миниатюрная книжка архитектора и исследователя его творчества - Бориса Зырина «Архитектор Чарушин». Вот это удивительно: всего ничего - маленькая книжица про человека, масштаб личности которого даже не всероссийский, а больше… Когда волею судьбы мне пришлось прикоснуться к судьбе выдающегося земляка, у меня было ощущение, что передо мной раскрылась бездна… Стало отчаянно стыдно перед Мастером за эти десятилетия неблагодарного забытья. Такие личности, как архитектор Чарушин достойны высокой степени почёта, чтобы мы, живущие здесь и сейчас, обрели некий ориентир, нужный нам сегодня как никогда. Чтобы понять прошлое и научиться жить в настоящем созидая, а не разрушая.

 Прожив на вятской земле не один десяток лет «от рождения до наших дней», ещё совсем недавно я не могла даже представить, какой необыкновенный мир может открыться вместе с прикосновением к творчеству вятского рода Чарушиных. К ним относится как  живописец Дмитрий Яковлевич Чарушин, так и целая династия художников в лице Ивана Аполлоновича, его сыновей Евгения Ивановича, Владимира Ивановича, внука Никиты Евгеньевича, правнучки Натальи Никитичны… И чем больше узнаю, тем больше задаюсь банальным вопросом о том, кто и когда решил, что Чарушиных нужно забыть?.. Да так крепко, что до 2009 года заросшую в прямом смысле быльём могилу Ивана Аполлоновича приводить в порядок пришлось людям в погонах. А 110-летие со дня рождения его сына, великолепного художника - иллюстратора Евгения Чарушина(11 ноября 2011 года) было замечено лишь в одной хорошей вятской «культурной» газете и в узком кругу читателей областной научной библиотеки, которые, правда, в тот момент смело заявили о создании «Вятского общества имени архитектора И.А.Чарушина». Но разве это достойная память такому земляку? Думаю, что, по крайней мере, не только Васнецовы, но и Чарушины - оба талантливейших вятских рода - должны звучать одинаково весомо в разноголосой истории вятской земли. И почему находятся средства на возрождение далёкого села Рябово, а в центре Вятки, у всех на глазах, рушится родовое гнездо Чарушиных? Дом - усадьба на единственной, сохранившейся до наших дней древней площади, с доминантой «в лице» Иоанно-Предтеченской церкви (которую в своё время тоже перестраивал архитектор) и на которую выходят окна его бывшего рабочего кабинета. В непосредственной близости - здание бывшей двуклассной церковно-приходской школы, построенное тоже по его проекту (сейчас - МУП «Архитектура»)…

 Но пришло время   объяснить, почему именно вятский архитектор Чарушин стал для меня лично и для всех, кто прикоснулся к его творчеству и проследил его судьбу, «величайшим открытием 21-го века». Иван Аполлонович – уроженец города Орлова, сын чиновника и дочери орловского купца. Сейчас ведётся много разговоров о том, что из области уезжает молодёжь, умная и дерзкая, некая «культурная прослойка». Впрочем, на то она и молодёжь, чтобы искать новые горизонты. И раньше уезжали, и сейчас. Так же, после обучения в Вятском реальном училище, уехал в столицу Иван Чарушин, учиться на архитектурном отделении Петербургской Императорской Академии художеств. Блестяще его закончил и получил звание архитектора-художника I степени с правом проектирования в столицах! Для того времени это право было высочайшей оценкой таланта и предоставлялось далеко не каждому выпускнику Академии… Но Чарушин отказывается и от заграницы, и от столиц. Почему? Загадка так и осталась до сих пор неразгаданной…Он едет на остров Сахалин, где получает практический опыт проектирования и строительства различных, как сказали бы сейчас, «социально – значимых» зданий, и, (внимание молодым и дерзким!), возвращается в родную Вятку, став к тому времени высокопрофессиональным специалистом. Чтобы…остаться в ней и с ней навек. В прямом и переносном смысле, потому что здесь он служил любимому делу более 45 лет! И не просто служил, а в должности губернского архитектора и губернского инженера (ещё на ступень выше) до революции 1917-го года, а затем занимал ответственные посты в крупных строительных, уже советских учреждениях. К 1917 году Чарушин находился в расцвете творческих сил, занимал высокое служебное положение, имел чин статского советника (кстати, обращались к нему в таком случае не иначе, как «Ваше высокородие!»). Он был уважаемым человеком, награждённым орденами: Святого Владимира IV степени, Святой Анны II и III степени, Святого Станислава III степени и медалью «В память царствования Царя – Миротворца» (Александра III), возведён в потомственное дворянство за собственную деятельность и службу отца и деда. Не за эти ли заслуги аукнулось ему советское забытьё?.. Конечно,  осознание масштаба личности Чарушина приходит только тогда, когда внимательно и вдумчиво знакомишься с его творчеством. Он пригодился здесь, на родной земле, остался её преданным сыном, подлинным подвижником. И в своей работе (воистину во благо Отечества!) придерживался только одного принципа: «власть приходит и уходит, а любимое дело, которому ты служишь, остаётся с тобой до конца…». В начале 20-го века Чарушин внёс неоценимый вклад в развитие Вятской губернии. Обладая безупречным художественным вкусом и практическим строительным опытом, он кропотливо и основательно созидал храмы и учебные заведения, промышленные здания, жилые дома. Если учесть, что все чертежи, все проекты созданы «ручным способом», потрясает невероятное усердие Мастера. Будучи на пике творчества, он как будто торопился создать больше красоты вокруг…Если вспомнить размеры Вятской губернии в начале 20 века, то поневоле задумываешься о величине ответственности, которую предусматривали его дореволюционные должности. Среди построек только в городе Вятке до сих пор радуют глаз магазины купцов П.Клобукова и И.Ухова (Колледж музыкального искусства им. И.В.Казенина), Свято-Серафимовская церковь, Вятское отделение Русского для внешней торговли банка (здание Центробанка),  Вятский городской общественный банк Веретенникова (в недавнем прошлом - Дом офицеров,), пансион мужской гимназии (ВГГ), казённый виноочистительный склад (завод ЗАО КРИН) и др. А как не вспомнить про памятник истории и культуры регионального значения «Особняк Т.Ф.Булычёва», который, по утверждению самих жителей города, до сих пор остаётся самым красивым зданием, как города Вятки, так  и современного Кирова. За кадром (за границами области) остаются и красивейшее здание бывшего епархиального училища(сейчас пединститут) в Елабуге, и восстановленный точно по проекту Чарушина уже в наши дни Михайло-Архангельский собор в Ижевске...А советские постройки, которые тоже удачно вписались в архитектурный облик нашего города, хотя их характер совсем другой?... По-советски монументальный, лаконичный городской стиль, близкий конструктивизму и духу времени, в котором как будто слышится барабанная дробь и ощущается сильный порыв ветра…Гостиница «Центральная», «Старый» универмаг, колхозный рынок на улице Октябрьской, дом для работников НКВД на 34 квартиры на углу улиц Ленина и Герцена, 4-х этажный жилой дом Машстройзавода, заводские корпуса предприятий Вяткожтреста…

Буквально накануне 2012 года в архиве ГАКО  нашёлся удивительный документ, датированный 7-ым октября, предположительно, 1927 года. Это обращение в Центральный комитет Союза строительных рабочих «О ходатайствовании архитектору-художнику Чарушину звания Героя Труда». Не могу не привести цитату из этого поистине уникального документа: «…Отдавая должное заслугам т.Чарушина в области строительства кожевенной промышленности и признание во внимание его непрерывную, полезную работу по строительству на государственной службе в течение более 27 лет, а так же учитывая его многостороннюю общественную деятельность, подтверждённую многими наградами в центральных учреждениях и организациях, настоящим Вяткожтрест поддерживает с своей стороны перед Ц.К.В.С. Строительных Рабочих ходатайство Вятского Губпрофстроя – о присвоении т.Чарушину вполне заслуженного им звания «Герой Труда». Неизвестно, был ли отправлен этот документ по адресу, но совершенно очевидно, что даже в то непростое время становления советской власти, архитектор Чарушин был почитаем своими современниками за его, как оказалось, настоящий, советский энтузиазм и трудолюбие…  

 Ветер перемен разрушил храмы, с большой любовью созданные архитектором-художником Чарушиным в пространстве приветливого провинциального города Вятки, в котором жили не только обыватели, но великие таланты и яркие личности…С высоты сегодняшнего стремительного века мы никогда не сможем до конца осознать великую катастрофу Мастера, который ради верности своему любимому делу вынужден был наблюдать падение (в прямом, а не переносном смысле) своих творений в угоду сиюминутным решениям революционной власти. Но он сам никогда не опустился ниже той планки Героя Труда…

 

"Товар - Деньги - Товар" №1, январь-февраль 2012 года  

Плюсануть
Поделиться
Запинить