Главная » Товар-Деньги-Товар » Выживут только Иудушки

Выживут только Иудушки

К маменьке Иудушка подкрался незаметно (М. Карпичева и А. Андрюшенко).
Автор фото: Анна Агапова
1/4
Владимир Головлёв своеобразно воспитывал сына Стёпу (А. Королевский и К. Бояринцев).
Автор фото: Анна Агапова
2/4
Поэт Владимир Головлёв с женой-менеджером Ариной (А. Королевский и Д. Сосновская).
Автор фото: Анна Агапова
3/4
За благообразным обликом Иудушки (А. Андрюшенко) скрывается убийца. Фото Анны Агаповой
Автор фото: Анна Агапова
4/4

Театр на Спасской снискал овации и «браво!» майской премьерой спектакля «Господа Головлёвы. Маменька» по пьесе Ярославы Пулинович в постановке Юлии Батуриной.

Спектакль красиво закольцован сценой брачной церемонии Головлёвых – Арины и Владимира – под гармоничную песню фольклорной певицы Пелагеи: «Тропами, сбитыми стопами, / Ходят далями люди странные. / Их душа холодна, замерзала до дна, / Трепетала, желала да устала. / Матери дома старились, / А их бедные детушки лихо маялись. / Нынче с ночи до зари ходят круг по всей земли, / Под рубашками – муки тяжкие... / Не жрецы, не купцы, / Отгулялись молодцы. / Не смеются, не плачут, думы прячут. / Дышат пылями, днями стылыми / Покаяния искатели у Создателя…»

А часа два между начальной сценой и финальной заполнены какофонией, дисгармонией, распадом. Сразу после брачной ночи молодая хозяйка поместья Арина (Дарья Сосновская) начинает учёт и контроль закромов, оптимизацию расходов, затягивание поясов у крепостных и собственной семьи. Привыкла правая рука стучать на счётах – и уже не в силах перекреститься…

Как на грех, Владимир Головлёв (Александр Королевский) – друг покойного поэта-порнографа Ивана Баркова и сам балуется стишками. И, естественно, от тирании жены сбегает в бутылочку. Клиника разложения особенно удалась Королевскому. Спивающаяся творческая интеллигенция – как это знакомо!

Убегают из-под гнёта и повзрослевшие дети. Но мрут, как мухи. Выживает лишь Порфирий, прозванный Иудушкой. Герой Александра Андрюшенко приторно лицемерит, услужливо горбатится, пьёт кровь ближних, чтобы свести их в могилу и захватить унаследованные селенья. Поцелуй Иудушки – и ещё одним наследником меньше.

Богато интонированная речь Андрюшенко временами напоминала манеру Евгения Миронова в той же роли в «Господах Головлёвых» Кирилла Серебренникова (МХТ им. Чехова, 2005). Это слегка напрягало. Но вообще Андрюшенко, начинавший второстепенными ролями, в последнее время выдвинулся в первый ряд актёров Театра на Спасской.

Когда из всех щелей огромного с воротами дощатого забора, похожего на «железный занавес» (художник Катерина Андреева), полезли руки узников, мне вспомнилось, как в спектакле Серебренникова руки-щупальца тянулись из окошечек дощатых нужников. Десять лет прошло, а метафора - как новая! Тезис Вознесенского «Российская империя – тюрьма» (в «Юноне и Авось») докатился, наконец, до Вятки.

На склоне лет героиня Сосновской превращается в горестную и неприкаянную Арину Петровну, маменьку в филигранном исполнении Марины Карпичевой. Вот тут-то они и сошлись – Родина-Мать и набожный кровопивец, собиратель земель русских. Подкравшийся сзади Иудушка сжимает горло маменьки, и в последнем сне ей ностальгически снится давнее своё венчание и слышится Пелагея: «…Покаяния искатели у Создателя». Похоронный плач о России.

За инсценировку романа Салтыкова-Щедрина всегда брались для того, чтобы выразить свой взгляд на современность – на Советский Союз или на постсоветскую действительность. Драматург Ярослава Пулинович и режиссёр Юлия Батурина взглянули на нашу эпоху через призму русской женщины-матери. Пожинает мать плоды, что взращивала – и они ядовиты…

 

Плюсануть
Поделиться
Запинить