Главная » Вятская особая (архив) » И будешь ты картиной мира

И будешь ты картиной мира

По часовой стрелке: 1. Александр Мочалов в мастерской на Труда в окружении портретов Людмилы Суворовой. 28.06. 2012. Фото М.К. 2. А. Мочалов. Серебряное и голубое. 1991. Х., м. 3. В картине «Русское» (2003) угадываются облики членов семьи Мочалова и его самого (старец с посохом). 4. А.Мочалов. Оранжевый халат. Из цикла «Дом». 2006. К., м.

Не знаю на Вятке художника более мощного, чем Александр Мочалов. Большой формат его полотен под стать масштабности изображаемого – богатырей, библейских героев, классиков типа Пушкина, Шагала, Ахматовой. Его стиль на исходе Перестройки далеко ушёл от привычного здесь натуроподобия, сплавив лучшие приёмы художников-модернистов. Как формулировала искусствовед Елена Кириченко: «Его творческой манере присуща узнаваемость нестеровских и модильяниевских интонаций, врубелевская кристалличность формы».

Хотя в минуту откровенности Мочалов мне признавался с долей эпатажа: «А мой стиль – отсутствие всякого стиля. Или то­чнее: мой стиль – любовь. Я лю­блю всех: мужчин, женщин, кошек, собак, а больше всех мою тёщу, которая в 20-х годах позировала гениальнейшему Демидову. Секс обожаю, люблю обнажённых женщин. Моим любимым несть числа, имя им – легион. И надеюсь, что это взаимно. Люблю производить детей, и делаю это прекрасно. Очень люблю выпить...» («ТДТ», 10.06.1994, № 21).

Мы с вами встретились случайно

Энергия фонтанировала из него с самого детства. Сын слесаря-сборщицы и фрезеровщика завода Лепсе, Саша учился в 45-й школе на улице Гайдара и за активное участие во всякой самодеятельности был премирован путёвкой в пионерлагерь «Артек». С шестого по восьмой класс рисовал и живописал в школьном худкружке у Леонида Артамощенко.

Артамощенко, великолепный колорист, вырастил целую плеяду вятских живописцев – в их числе Леонид Тучков, Николай Поликарпов, Олег Прадед. Как вспоминает Александр, человек он был одарённейший и для тех лет  (60-х) абсолютно свободный, чемпион «Спартака» по боксу, квасил и бил в морду, пел, как цы­ган, под гитару, читал стихи Серебряного века, но не дожил до сорока (1940-79). Мочалов успел набраться у него уму-разуму и в художественном училище…

В семьдесят пятом – ещё од­на знаменательная встреча. С поэтом Славой Фахрудиновым договорились поехать на майские праздники к храму Покрова-на-Нерли «без баб, без вина, заниматься искусством». Мочалов: «К поезду «Вятка» Славка приходит не один, а с Милой Суворовой. И вот четыре дня у Покрова – и там всё, всё, всё. Вечером у костра сидим. Славка: Мил, почитай стихи. Она читала просто, спокойно, никак се­бя не подавала, не воздевала рук. Я рот открыл от изумления: это здесь в Вятке человек так пишет? Для меня это было полное потрясение, одно из сильнейших в жи­зни впечатлений. Да ещё тут ре­ка, солнце уже ушло, но небо ещё светлое, храм великий, ощущение такое, что... С тех пор мы вместе. Через пол­го­да в декабре поженились».

Мила родила Саше дочь и сына. Теперь это звёздная семья: две поэтессы, два художника. Всех легко опознать на полотнах Мочалова.

Признаю тебя, жизнь, принимаю!

Диссидентом он никогда не был. «Проблемы вообще меня не занимают. Главная тема – я сам».

В советское время трудился оформителем там-сям, рисовал лозунги, соцобязательства. Оформил несколько спектаклей в драмтеатре и театре кукол. Целостные рождались, по его словам, редко и случайно («Мила», 1975). А в конце восьмидесятых попалась ему книжка Виленкина о Модильяни. «Мне как будто промыли мо­зги. Посмотрел: это же элементарно! Попробовал, и у меня получилось. А потом пошло и пошло, и я понял, что ниже какого-то уровня уже не упаду».

Закруглённость линий уступила место обострённости, пространство сплющилось, цвет сконцентрировался плоскостями. Александр бросил службу и ушёл в никуда. Подвернулась мастерская в ветхом домишке напротив почтамта. Лет через шесть сгорела она от печки соседа (художника Валерия Подгорных). Тогда же Мочалова приняли в Союз художников – и через пару лет предоставили мастерскую на верхотуре дома на Набережной Грина. И все девяностые (как и нулевые) – это выставки, признание у зрителей и критиков, успех…

В новом ве­ке втянулся в живописание циклами: «Библейские сюжеты», «Русское» (по былинам), «Берег дальный» (портреты классиков и коллег), «Мастер и Маргарита. Ассоциации», «Дом» (семья). По словам Александра, о чём-то хочется сказать много, к тому же все мы – люди кино с его сериальностью.

Если задаться вопросом о смы­сле его картин, то это – восторг от существующего мира и всех проявлений жизни (или, если угодно, гедонизм) и неприятие вражды и убийств. Включение самого себя и своих близких в общую цепь от Адама и Евы, Авеля и Каина, Иисуса и Иуды, русских богатырей до создателей и героев мировой культуры. Вместе – дружная семья!

И внял я неба содроганье

В январе 2012-го он достиг шестидесяти. Готовит юбилейную персоналку на осень. Каждый день с утра – в мастерской на Труда, 30. С Набережной Грина пришлось съехать в год войны с Грузией – достал сосед снизу. В работе – большая картина в форме трапеции. Беседует на диванчике в окружении портретов Милы и фотографии Артамощенко. Утрясает оргво­прос по областной выставке с зашедшим на минуту главой Вятского Союза художников Сергеем Горбачёвым: Мочалов – зампред.

Уверяет: «Реализм – это то, чем я занимаюсь. На что молюсь, как и Лёнька [Артамощенко]. Слово «модернизм» совершенно не понимаю. Я изображаю вещи реально. Вопрос в том, что я считаю реальным. Из всех философских понятий мне греет душу понятие «картина мира». Я внутренне настроен видеть целое. Даже маленькую картинку делаю как целое и большое. Всё и сразу, в чём и преимущество живописи перед другими искусствами. Идея, что атом и космос идентичны, мне близка. Можно в капле увидеть небо».

И ещё: «Бога признаю, но я вне конфессий. Есть понятие: Бог внутри нас. Но внутрь можно уй­ти и не выйти оттуда никогда. И я туда не лезу. Потому что внутреннее имеет внешние реальные выражения, и они для меня – те ниточки, за которые я дёргаю. Чем живу, дышу, работаю».

Как оценивает ситуацию в стране? Отвечает: «Живём, значит, всё в порядке. Меня не касается вся эта возня политическая: навальные-подвальные, путины-медведевы. Всё это чушь собачья! Классиком сказано: если от России останется всего один уезд, то из этого уезда Россия встанет и поднимется, как Феникс из пепла. Конечно, народ-богоносец показал себя очень по-всякому. Но чего я буду заморачиваться? До того мелко то, чем забиты телеэкраны! Винить-то кого? Мы чем-то отличаемся, что ли, от Путина, Навального? Это же мы, только поставленные в другую ситуацию. Будучи членом правления, чувствую себя настолько не в своей тарелке, что жду не дождусь, когда этот срок отмотаю».

Как там у Фета? Радость чуя, не хочу я ваших битв. Мэтр мудр! Посох ему в руки!

Михаил Коковихин

Мочалов Александр Петрович род. 29.01.1952 в Кирове в рабочей семье. Худкружок Л. Артамощенко, 8 классов школы №45 (1967) и Кир. худ. уч-ще (1972). Армия (1972-74, артиллерист, старлей). С 1974 – художник-оформитель («Искож», «Маяк», быткомбинат, цирк, драмтеатр, театр кукол). Сценограф спектакля «Пристанище» (пьеса М. Бартенева, реж. В. Афанасьев). Худ.-постановщик «Сказок дядюшки Римуса» (реж. В. Афанасьев). Свободный художник с 1990. Член Союза художников с 1996. Зам­пред правления Вятского СХ с 2007. Засл. художник РФ (2011). Жена – поэтесса Людмила Суворова. Дети: поэтесса и художница Саша, дизайнер Пётр. Пристрастия: Сократ, Достоевский, Гоголь, Булгаков, Пастернак, Бах, Вивальди, Лист, Рахманинов, Высоцкий, Окуджава, Рублёв, Феофан Грек, Модильяни, Шагал, Нестеров, Врубель, Демидов, Самсонов, Тарковские, Хамдамов, грибы, природа, водка, не курит больше 20 лет. Сайт: www.mochalov-a.ru.

По теме: «Тайная вечеря мастера» (), «И мой сурок со мною» (), «И будешь ты картиной мира» с цветными картинками ().

Плюсануть
Поделиться
Запинить