Главная » Вятская особая (архив) » Расцветали зомби и медведи

Расцветали зомби и медведи

1. Борис Талантов и чёрный монах. 2011. Бум., карандаш. 30х40. 2. Триумфальный декабрь-2011. Бум., тушь. 30х40. 3. Изгнание из рая, или Похитители яблок. 2012. Бум., смеш. тех. 60х80

Итого. За полторы недели февраля выставку Шабалиной посетило несколько десятков зрителей. Куплены две графических картинки: «Болтаюсь» и «Архипелаг Вятлаг». «Радио Свобода» выдало в эфир большое интервью с художницей в передаче «Поверх барьеров». Репортаж с открытия вышел на канале «Рен-ТВ Киров» (rentv-kirov.ru/news/show/3245). Аллес!

А вот «СТС – 9 канал», мучавший Светлану вопросами почти час, предъявить зрителям уже смонтированный материал так и не решился. Говорят, запретил гендиректор Игорь Болдырев: мол, в этот новостной сюжет включена работа «Архипелаг Вятлаг», где усматривается «апологетика Никиты Белых» (вкупе с сарказмом в адрес нависшего над ним лилипута, похожего на Путина), а это нам-де ни к чему. Видеозапись уничтожена. Узнав об этом, устроители выставки пошутили: «Чепецкие химики опять стёрли губернатора в порошок». Эпоха Разложения…

Кстати, уж если где и есть апологетика и героизация конкретной личности, так это в листе «Борис Талантов и чёрный монах» (для книги историка Евгения Останина). Известный правозащитник и религиозный мыс­литель 1960-х изображён здесь в смертельной схватке с официальной церковью, вросшей в краснозвёздный фундамент власти. Особо удался художнице жуткий символ нашего государства – церковник с гебистской портупеей под рясой и лагерными вышками...

Если до переезда Све­тланы из зоны ИК-25 в Киров (октябрь 2011-го) в её творчестве преобладали литературно-мифологические мотивы («Психоделический Иисус, или Мёртвый сезон на Лысой горе», «Д. Ева Мария и её плоды», «Медитация, или Какающий Будда», «Иггдрасиль» [по скандинавским мифам], «Собирающая бисер»), то после переезда – социально-политические. В Кирове художница окунулась в высокоскоростной интернет (который на её родине, в посёлке Лесном, практически отсутствует), насмотрелась антипутинских видеороликов, кричалок Навального («Да или нет?!») и впервые в жизни побывала на митинге оппозиции (на Театралке 10 декабря).

Под её пером и кистью легко возникли соответствующие картинки: «Охотники, на…» (фантазия на тему «Охотников на снегу» Брейгеля), где два оппозиционера – условные Навальный и Яшин – охотятся на тупорылых, как свиньи, медведей-едросов (красного и синего на белом фоне, цветах флага), проглотивших всю Россию, а также композиция «Триумфальный декабрь-2011». Во второй изображена триумфальная арка из двух колонн: слева – спящая последним сном провинция, справа – беснующаяся Москва с цифрами 49 (сфальсифицированный процент ЕР на выборах в Госдуму) и 13 (число Чёрта, возникшее при сложении четвёрки и девятки каббалистом Чуровым). Одна арка, две России, одинокий Лилипутин на верхотуре с белым контрацептивом и Навальный в маске, раскол, ужас-ужас-ужас в глазах тандема-мутанта, пресс-секретарши путинюгенда Кристины Потупчик и зомби-нашистов.

Внутренним зрением художника Светлана за видимостью ухватывает потаённый смысл явления,  изобретательно комбинируя символику разных эпох. Например, остроконечный шлем русского витязя – с будёновкой и звездой-наконечником могильных памятников, лик Богоматери – с чёрной дырой сортира и гранёным стаканом, а лозунги Великой французской революции – с лозунгами Октября 1917-го и граффити нынешней «снежной революции» («Putler kaput», «Долой самодержавие и престолонаследие»).

Весь этот коктейль составил свежую картину «Левый поворот, или Сталкер». Первоначально её заказал кировский коммунист Александр Бояринцев для задника его театра «Теорема». Но Светлана, как обычно, написала не то, что просили (плакат с левой идеей), а нечто своё – графическое размышление о горькой судьбе девочки-России, захваченной в плен спившимся и умирающим гигантом-государством.

Вся надежда этой России – на изображённого внизу молодого оппозиционера в капюшоне и с красным флагом, похожего на рэпера Noize МС или Сталкера из популярных молодёжных игр, либо, на крайняк, Уда­льцова («Левый фронт»). Спасительный путь ему указывает ци­клопическая стрела налево, помесь памятника покорителям Космоса в Москве и нашумевшей статьи Ходорковского «Левый поворот». Но Бояринцева этот сюр не устроил, и заказ не был выкуплен. Ну, не агитка, да. Зато получилась сверхактуальная картина, визуальная метафизика сегодняшнего момента в России. Художник, как говорится, мощно задвинул!

Фактически в Кирове у Светланы произошло погружение в «Третий Мир без деньги и петли» (Вознесенский). Зато под всевидящим оком Бога, вернее, «киноглазом» в духе режиссёра 1920-х Дзиги Вертова, судя по новой картине Шабалиной «Изгнание из рая, или Похитители яблок». В этом раю нашёлся и Дьявол-Змей, искусивший Адама и Еву запретным ранее плодом – кинематографом. В зону Змея вклеены кадры из фильмов «Андалузский пёс», «Заводной апельсин», «Ночной портье», «Дракула Брэма Стокера», «Криминальное чтиво», «Сталкер». Почти всё из этого дайджеста киноклассики, кроме фильма Тарковского, Светлана увидела в Кирове впервые. Не вошли – увы! – «Головокружение», «Дни затмения», «Последнее танго в Париже»...

После грехопадения Бог ки­но, как и положено, изгоняет героев с «фабрики грёз», но они уносят с собой полные котомки созревших плодов, то бишь яблок. Покидая Лас-Вегас, Голливуд, Чинечитту и «Мосфильм». Покидая с высоко поднятыми головами и широко закрытыми глазами-окулярами…

Вот и вернулась Светлана в пространство мифологии. Вообще интересно наблюдать за её скоростной эволюцией как художницы. Удивительно, как быстро жизненные впечатления претворяются у неё в графику и живопись. Уход из зоны на свободу – это шок. Vita nuova! Новая жизнь! На воле Светлана сделала свои лучшие работы, стильные, богатые смыслами – «Изгнание из рая…» и «Левый поворот…». Что там, за поворотом?

Михаил Коковихин

 

Ранее по теме: «Яблочко, куды ты котисся?» (), «Здравствуй, страна героев!» (); "Расцветали зомби и медведи" с цветными фото ().

 

 

Плюсануть
Поделиться
Запинить