Театр без вешалки
Всем нужны впечатления от хороших
спектаклей и артистов, концертов,
музеев, картин всех направлений, от
самых левых до самых правых, так
как никто не знает, что взволнует его
душу и вскроет творческие тайники
(К. С. Станиславский)
Интернет как «Фильтр».
Театр не мог не начать искать во всемирной паутине свое место. Сначала это были просто информационные сообщения, потом – сайты театров, спектаклей и актеров, затем – Интернет-афиши, издания, заказ и бронирование билетов. Причины, побуждающие театр представлять себя в сети, лежат на поверхности. Преимущества интернета в 24-х часовой доступности, гибкости, интерактивности позволяют театрам осуществлять оперативное распространение информации, коммуникацию со зрителями, косвенные (побуждение пойти на спектакль) и прямые продажи (продажа билетов через сайт).
Статистика посещения театральных сайтов значительно превосходит статистику посещения театров как таковых. Интернет позволяет производить «отбор» зрителя, а также классифицировать его по определённым показателям.
Первое: показатель определённого уровня культуры, если человек входит в Интернет, умеет в нем ориентироваться и попадает на сайт театра.
Второе: показатель определённого уровня обеспеченности, если у человека есть компьютер, он планирует свое свободное время.
Третье: показатель уровня интереса, если человек зашел на сайт театра, задача которого в этом случае - «зацепить».
Мы видим, что сайты могут быть определенным фильтром публики. Зачем театру зритель, который заранее негативно относится к его эстетике и художественному направлению?
Из офф-лайна в он-лайн.
Утолив информационный голод зрителя, театр сам вышел в он-лайн: сценическое действо начали транслировать по Интернет-каналам.
Интернет-вариант спектакля – это не столько для зрителей, которые еще не сделали выбор между походом в театр и просмотром спектакля дома, а для тех, кто либо посмотрит дома, либо не посмотрит нигде и никогда. Известно, что огромная часть населения малых городов России лишена возможности вообще узнать театр как вид искусства.
В 2004 году прошел первый в истории театральный Интернет-фестиваль «Театральная паутина», который совмещал в себе офф-лайн и он-лайн, то есть традиционный (живой) показ спектакля дополнялся его синхронной прямой трансляцией по сети. В 2005 году появился новый проект – «Культу.Ru». Первоначально происходил только показ записей спектаклей, а затем в рамках проекта начали самостоятельно снимать и транслировать современные спектакли.
«Культу.Ru» впервые попытался соединить Интернет и сценическое искусство: был организован Интернет-мастер-класс «Санкт-Петербург – Париж» в форме видеоконференции. Профессор Академии балета имени А.Я. Вагановой Геннадий Селюцкий, руководитель мастер-класса, и руководители балетных школ из Нидерландов, Чехии, Германии и Италии опробовали использование Интернет – технологий для балета.
Интернет сам становится героем театральных постановок. Так в 2009 году театральная группа 14 из г. Киев поставила спектакль "I SEEK U:) VIRTUAL LIFE". В спектакле рассказана история о виртуальной любви, виртуальных мечтах, виртуальном разврате, виртуальном откровении... Это спектакль, где виртуальная жизнь становится реальной, со всей своей трагичностью и жестоким юмором. Сюжет спектакля построен на реальных историях и цитатах из интернета.
Синтез театра и Интернета
Однако такое освоение Интернет-пространства можно уже назвать традиционным. Несколько слов и об опытах синтеза театра и Интернета.
Так, например, в январе этого года в Берлинском театре имени Максима Горького состоялась премьера спектакля "Эффи Брист", а 9 января 2012 года Берлинский театр презентовал онлайн-версию спектакля, трансляцией которого осуществлялась в социальной сети Facebook.
Берлинский театр зарегистрировал в социальной сети Facebook аккаунт, который носит название «Онлайн-сцена». Сотрудники театра выкладывали на свою страницу фотографии, писали сообщения от имени героев спектаклей и обновляли статусы. Количество онлайн-зрителей достигло 1 200 человек. Они принимали активное участие в сотворении спектакля "Эффи Брист" и даже выбирали платье для главной героини постановки.
Модератором постановки выступил "Theo von Tain", который перед началом трансляции предложил зрителям сесть поудобнее, а также в течение показа спектакля не оставлять посты.
Также опытом соединения театра и технологии стала постановка-онлайн с использованием видео-конференции Skype.
По сюжету пьесы, вышедшей под названием "Вы ее не знаете, она живет в Лондоне" и "Вы его не знаете, он живет в Техасе" (актриса находилась в Остине, актер находился в Лондоне) двое возлюбленных, Райан и Лиззи, поддерживающие отношения по Skype, решают познакомить друг друга со своими родными и друзьями. Зрители постепенно втягиваются в действие и начинают играть роль друзей, которых Райан и Лиззи позвали, чтобы образовать общий круг общения на этот вечер.
Все это действо транслировалось в Интернете, образовывая общее визуально-звуковое пространство. Зрители при этом являлись частью происходящего, взаимодействовали с ним. Актеры, реагируя на сообщения зрителей, импровизировали, тем самым давая новое развитие пьесе.
Как изменится театр, придя в Сеть? Возможно, что театр как искусство сиюминутное и живое может существовать без потерь только в привычном для него пространстве. Возможно, Интернет реализует вечное желание театра вырваться за пределы сцены и текста. И зритель станет выполнять роль хора в древнегреческих трагедиях: содействовать автору в выяснении смысла пьесы, раскрывать душевные переживания ее героев, давать оценку их поступков.
Возможно, что Интернет воздвигает здание нового театра. «Здание» этого театра огромно и мы только начинаем его осваивать. И слова «Пойдем в театр», может быть, будут означать: «Включи компьютер и войди в театральную сеть»
Мир изменился, и мы хотим разглядеть неуловимые контуры перемен через увеличительное стекло искусства.