Главная » Товар-Деньги-Товар » У нас не матерятся

У нас не матерятся

Как известно, 8 апреля Президент РФ подписал закон о запрете мата в СМИ (под действие которого попадают печатные издания и информационные интернет-порталы), а 12 апреля Госдума приняла в первом чтении закон, запрещающий использование нецензурных выражений в литературе, кино, теле- и радиопередачах и на массовых мероприятиях. В связи с этим у людей возникает ряд вопросов, требующих лингвистического комментария.

Прежде всего встает вопрос о том, какая именно лексика относится к матерной. В русском языке есть очень большое количество слов, являющихся в разной степени неприличными и оскорбительными – в словарях у таких слов имеются пометы вульг. (вульгарное), груб. (грубое), неценз. (нецензурное), бран. (бранное), обсцен. (обсценное), груб.-прост. (грубо-просторечное), таб. (табуированное). Но собственно матерными и, стало быть, в первую очередь попадающими под запрет, являются всем известные слова на б*, е*, п* и х*, а также их многочисленные производные.

О СПИСКЕ НЕЦЕНЗУРНЫХ СЛОВ

 

Михаил Котов, главный редактор «Газеты.ру» «Меня интересует, как эта поправка будет введена в действие. Будет ли опубликован список запрещенных слов? Как эти слова можно будет опубликовать в СМИ, если сам закон принят о запрете публикаций этих же слов в СМИ? Или это будет реестр, с которым не все могут ознакомиться?

В комментариях относительно закона интересуются, будет ли составлен и опубликован список нецензурных выражений, чтобы «донести его содержимое до широких масс» и чтобы «все твердо знали, что дозволительно в общественных местах произносить, а за какие из выражений придется нести ответственность». Составить такой список невозможно. Во-первых, таких слов много (хотя и образованы они все от четырёх-пяти корней). Во-вторых, список нецензурных выражений, согласно принятому законопроекту, в принципе нельзя приводить в СМИ. Но проблему определения матерного слова можно решить, обратившись к специальным словарям.

           Наиболее  известным из таких изданий является «Большой словарь мата» А. Ю. Плуцера-Сарно, задуманный как 12-томное издание (в настоящее время вышли два тома). Вот что пишет А. Ю. Плуцер-Сарно: «…Книга была задумана как отрицательный словарь… в котором представлены слова, “запрещённые” в кодифицированном литературном языке. Без подобных словарей говорить о культуре речи бесполезно. Только при наличии таких словарей изучающий язык сможет определить для себя допустимость употребления той или иной лексемы в конкретном контексте, иностранец сможет читать художественную  литературу, филолог – получать необходимые справки. Такой словарь нормализует систему социальных запретов»1.

     Стало быть, сам факт включения слова в подобный словарь свидетельствует о его запретности в публичной коммуникации.

Кроме словаря А. Ю. Плуцера-Сарно, можно назвать и такие издания, как «Словарь современного русского города» под редакцией Б. И. Осипова (М., 2003), «Большой словарь русской разговорной экспрессивной речи» В. В. Химика (СПб., 2004), «Самый полный словарь ненормативной лексики» Д. И. Квеселевича (М., 2011) и некоторые другие словари, в которые ненормативные слова включаются как одна из составляющих нелитературного пласта лексики и сопровождаются соответствующими пометами.  

 

Ну, вы ваще

 

Матерная лексика является одной из составляющих общенародного языка, основа которого это литературный, нормированный язык (его нормы отражены в словарях литературного языка, учебных и справочных пособиях). Также общенародный язык включает территориально и социально ограниченную лексику (т. е. диалектные и жаргонные слова) и просторечие (речь малограмотных жителей города).

Ресурсы общенародного языка огромны, и каждый носитель языка осуществляет свой выбор из этих ресурсов. Этот выбор зависит от культурного и образовательного уровня человека, от той социокультурной среды, в которой он вырос. Если человек имеет обширный словарный запас, владеет стилистическими ресурсами языка, он не станет употреблять мат. Матерная лексика – это лексика, которая прежде всего служит для выражения эмоций и чувств.  Используется она тогда, когда человек имеет бедный словарный запас и не может выразить свои чувства и мысли точно и ясно. Есть такой анекдот: « – Подсудимый, вы приговариваетесь к высшей мере наказания. Ваше последнее слово? –  Ну, вы ваще». Просторечное «ваще» – это нерасчлененная эмоциональная и смысловая реакция на событие человека неразвитого, малокультурного, плохо  владеющего языком и не способного донести до окружающих свои подлинные чувства. Мат звучит обычно из уст именно таких людей. Употребляют матерные слова нередко и люди образованные. В речи таких людей мат обычно является свидетельством речевой распущенности. 

МАТ В ЛИТЕРАТУРЕ И ИСКУССТВЕ

 

Особый вопрос – допустимость употребления мата в произведениях литературы и искусства. Авторы, использующие в своих произведениях мат, говорят о том, что искусство должно отражать жизнь, что использование матерной лексики на страницах художественного произведения всегда мотивировано задачами творческого характера, служит средством раскрытия образа персонажа. Однако  писатель, хорошо знающий родной язык, всегда сумеет найти другие способы характеристики персонажа. Например, прямого использования мата можно избежать путём применения так называемых эвфемизмов, то есть смягчающих речь выражений типа блин, ёпрст, эпическая сила! и подобных. Обрисовать речевой портрет героя произведения можно и путём высказываний типа «он перешёл на мат», «он грязно выругался», «послал по матушке» и т. д.  Вот как, например,  характеризует речь своего персонажа, жителя северного поселка Кега, рыбака по имени Нестор, прекрасный русский писатель Юрий Казаков.  Ср.: – Ах, дураки! – говорил взволнованно Нестор, глядя в окно, как отваливает карбас. – Со шлюпкой у них неладно, да за это... Он опять припустил матом... (Ю. Казаков. Нестор и Кир).   

Запретность матерной лексики сложилась в человеческой культуре не по чьему-то указанию, а сама собой, объективно: «Общественная мораль, как правило, позволяет “раскрывать” лишь часть человеческого тела – так называемый телесный “верх”, – пишет профессор А. Д. Дуличенко. – На телесный “низ”, состоящий из органов, выполняющих экскреторную и мочеполовую функции, общественная мораль давно наложила табу… Запрет на открытость потаённых частей тела совершенно естественно переносится и на запрет языковой»2. Знать такие слова – совсем не значит активно употреблять их. «Запрет на произнесение ряда… слов имеет биологические и психологические истоки, – поясняют Н. Московцев и Н. Шевченко. – Существенно, что как бы система ограничений не менялась и чем бы ни была обусловлена, она всегда в определённом виде сохраняется. Она нужна, необходима человечеству для правильного функционирования и развития. Это один из законов нашего существования. И его нарушение, переход к “беспределу”, снятие всех ограничений в любой сфере отношений всегда ведёт к деградации общества в целом»3.

ПРИЧИНА БОЛЕЗНИ

 

Речь с неоправданно частым использованием мата можно назвать неэкологичной, поскольку она загрязняет пространство общения, создаёт эмоциональный дискомфорт для окружающих. А бранное слово, осознанно и зло произнесённое в адрес конкретного человека, способно повлиять на его биополе, нанести ущерб его здоровью (что в наши дни является научно подтверждённым фактом). В настоящее время формируется такое научное направление, как лингвоэкология, одной из задач которого является построение концепции терапевтического, «здоровьесберегающего» общения и противодействие (по мере возможности) неэкологичному общению. «К параметрам неэкологичного общения можно отнести нанесение обид, оскорблений, пренебрежение, следы от которых могут долго храниться в эмоциональной памяти адресата и переживаться им, использование негативных оценок как отдельных поступков, так и личности адресата, неуважительное отношение… грубость… насилие, давление словом, стилистические нарушения, коммуникативные преступления и др.», – отмечают лингвисты В. И. Шаховский и Н. Г. Солодовникова4.

Ясно, что язык нельзя заставить развиваться тем или иным образом с помощью каких-то запретов и постановлений, а норма, как  справедливо отметил известный современный лингвист М. А. Кронгауз, «передаётся через образцы речи, а не через замечания»5.

Закон о запрете мата – прежде всего обращение к  носителям языка, предъявляемое обществом требование следить за своей речью, осуществлять самоконтроль, развивать и совершенствовать свои речевые навыки. Именно самоцензура, то есть понимание самим говорящим, что можно, а что нельзя произносить публично, должна быть главным «законом» при решении вопроса о допустимости мата в устной или письменной речи или в произведениях искусства.

 

 

«В очередной раз наша Госдума приняла не тот закон, который я от нее ожидал. Она же все время принимает законы, которые невозможно реализовать, и я поэтому все жду, что у нас законодательно отменят зиму и вместо нее всегда будет лето…»

 Борис Куприянов, издатель


№3 (14) 2013 апрель/май

Плюсануть
Поделиться
Запинить